Своей главной задачей коллектив детского сада считает проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с ОВЗ дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности, общеобразовательных группах (инклюзивное образование), их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
В ДОУ созданы условия для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида в условиях общеразвивающих групп и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В ДОУ проводится воспитание и образование дошкольное, присмотр и уход, питание и развитие детей в разных видах деятельности. На данный 2020-2021 учебный год дошкольное учреждение посещают 4 ребенка со специальными потребностями в воспитании и обучении.
Специалистами ДОУ (учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем) разработаны АОП (адаптированная образовательная программа) по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ (в том числе и детей-инвалидов) на 2020-2021 учебный год, составлены графики работы с детьми для коррекции развития детей-инвалидов.
Наличие воспитанников с ОВЗ
Детей с ОВЗ — 25 воспитанников:
- 12 человек в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР из них 1 ребёнок инвалид с НОДА;
- 10 детей в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР ;
- 3 ребенка в группах общеразвивающей направленности
Наличие узких специалистов:
- учитель -дефектолог
- два педагога -психолога
- учитель -логопед
- инструктор по физической культуре
- два музыкальных руководителя
- Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлым нарушением речи сроком на 2 года — ( АООП)
- Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития сроком на 2 года — ( АООП)
- Адаптированная образовательная программа для ребёнка с интеллектуальными нарушениями сроком на 1 год — ( АОП)
- Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития сроком на 2 года — ( АОП)
Коррекционная работа в дошкольном учреждении осуществляется специалистами через фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками в соответствии с индивидуальными планами и на основании рабочих программам.
С целью реализации права каждого ребенка на качественное и доступное образование в дошкольном учреждении организованны вариативные формы дошкольного образования, как для детей с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
С целью оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, не посещающих дошкольное учреждение, организован Консультативный пункт.
Деятельность Консультативного пункта направлена на:
- оказание содействия в социализации детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих детский сад;
- оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-7 лет, не посещающих дошкольное учреждение, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное учреждение.
Работа с Консультативного пункта выстроена в соответствии с образовательной программой и с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В дошкольном учреждении имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. В физкультурном зале представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные вручную. Нестандартное оборудование повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Во всех возрастных группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.
В кабинете педагога – психолога созданы зоны для коррекции эмоционально – волевого развития воспитанников:
Кабинет учителей – логопедов оснащен современными дидактическими пособиями и комплектами игр по речевому развитию, как фабричного производства, так и изготовленные руками родителей и педагогов. Учитель – логопед использует в коррекционной работе интеллектуальную развивающую технологию «Сказочные лабиринты игры».
Для охраны здоровья воспитанников в дошкольном учреждении функционируют медицинский, прививочный. В дошкольном учреждении соблюдены требования к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию. Обеспечение санитарно – гигиенических условий в дошкольном учреждении соответствует требованиям СанПиН .
Во всех групповых помещениях имеются благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей наших воспитанников, поддержки индивидуальности, детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности. Мебель, игровое оборудование подобрано с учетом содержательной насыщенности, вариативности, педагогической целесообразности, трансформируемости.
Дошкольное учреждение имеет 11 возрастных групп, укомплектованных по возрастному принципу с 1 до 7 лет. В 2021-2022 учебном году группы имели следующую направленность:
- 2 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- 1 группа для детей с задержкой психического развития;
- 8 групп общеразвивающей направленности.
Данные группы посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья человек.
Организация работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья выстраивается с учетом выбора адекватных и эффективных форм педагогического и медицинского воздействия, которые отвечают интересам ребенка и его семьи.
Содержание коррекционной работы направленно на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и оказании помощи детям в усвоении образовательной программы дошкольного учреждения. Педагоги дошкольного учреждения используют в коррекционной работе такие технологии как: проектной деятельности, игровые, личностно-ориентированные, игровые развивающие технологии.
Главное направление организации коррекционной работы – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности ребенка с учетом индивидуальных, психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способностей к адаптации в социуме. Коррекционная работа в дошкольном учреждении велась со следующими категориями воспитанников с ОВЗ:
- с тяжелыми нарушениями речи;
- дети-инвалиды;
- с задержкой психического развития.
Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ ведется по адаптированной образовательной программе на основании заключения территориальной ПМПК.
Кабинет учителя логопеда, площадью 32.4 кв.м. оснащен необходимым оборудованием для организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по коррекции речевого развития.
Кабинет педагога-психолога 50,6 кв.м. в котором осуществляется индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа с воспитанниками и психолого-педагогическое консультирование всех участников педагогического процесса.
Кабинет учителя -дефектолога, площадью 18 кв. м. создан для организации индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ. Кабинет оснащен необходимым оборудованием по коррекционному развитию и обучению детей с ОВЗ.
Музыкальный зал , площадью 80 кв.м. оснащен необходимым оборудованием для музыкального развития воспитанников: фортепиано, баян, мультимедийный проектор, музыкальный центр, ноутбук, медиатека с музыкальными произведениями, детские музыкальные инструменты, атрибуты, костюмы, пособия, дидактические игры и т. д.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Проведение групповых и индивидуальных занятий по различным образовательным программам
В группе компенсирующей направленности приводятся групповые занятия в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с ТНР.
В группе компенсирующей направленности приводятся групповые занятия в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с ЗПР.
Организуются индивидуальные занятия со специалистами по индивидуальному графику педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога-дефектолога.
Библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека располагается в методическом кабинете ДОУ, площадью 39 кв.м..
Методический фонд представлен комплектом методической литературы для организации образовательной деятельности в соответствии с образовательными программами ДОУ
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал площадью 46.5 кв.м. для организации занятий по физической культуре, спортивных праздников и развлечений. Спортивный зал оснащён спортивным оборудованием для развития основных видов движений( гимнастические скамейки, обручи( различные), гимнастические лестницы, стойки для прыжков, мишени для метания, мячи (различные), гимнастические палки, мягкие модули и др. Имеются детские тренажёры: «Батут с ручками»,»Ходики «бегущая по волнам, наездник «Райдер»,беговая дорожка-2 шт, гребной тренажёр, мини-твистер с ручкой.
Имеется открытая спортивная площадка, оборудованная футбольными воротами, баскетбольными кольцами, стойками для игры в волейбол, стойками для лазания и метания. Общая площадь спортивной площадки — 102 кв.м.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В работе с детьми с нарушением ОВЗ используются специальные пособия и дидактические материалы.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МБДОУ № 47 г. Эльбан, не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном учреждении.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория МБДОУ № 47 г. Эльбан асфальтирована. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учитель – логопед-2, педагог-психолог -2, музыкального руководителя-2, инструктор по физической культуре, медицинский работник, учитель-дефектолог .
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, релаксационное оборудование. В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ППК обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Оформлен пандус при входе для посещения учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, покрытый нескользящим прорезиненным материалом. В здании на 1 этаже оборудован откидной пандус.
Состояние доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент оценивается как частично доступное, избирательно для разных категорий инвалидов, а также условно доступное (с дополнительной помощью), что не обеспечивает полноценного нахождения на объекте всех категорий инвалидов (например, лиц в инвалидных колясках).
В МБДОУ №47 пос. Эльбан сделан пандус для коляски инвалида с поручнями, откидной пандус на 1 этаже ДОУ, размещены антивандальные знаки на стене ДОУ для инвалидов.
Специальные условия питания
Специальных условий питания нет. Питание воспитанников в ДОУ осуществляется в строгом соответствии с примерным десятидневным меню. В целях оздоровления детей: введено дополнительное питание, включающее в себя салаты из сырых овощей, фрукты, соки, витаминизированные напитки;
Воспитанники детского сада, в том числе дети — инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья получают четырех разовое питание ( завтрак, обед, полдник, ужин).
Специальные условия охраны здоровья
Для реализации задач по охране и укреплению здоровья детей в МБДОУ проводятся следующие мероприятия: профилактические осмотры и обследование детей, вакцинация, диагностика; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима работы, гигиены питания, питьевого режима, нормирование учебной нагрузки и профилактика утомления детей; обеспечение сбалансированным питанием, витаминизация блюд; проведение дней здоровья; организация физкультурно-оздоровительной работы; проведение бесед по формированию здорового образа жизни; закаливающие мероприятия.
Сведения о кабинете :
Медицинский кабинет состоит из кабинета врача площадью 18 кв.м с изолятором на два места площадью 9.1 кв.м.,. и процедурным кабинетом площадью 8 кв.м.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельный доступ инвалидами и лицами с ОВЗ к информационным системам отсутствует
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном процессе используются следующие электронные образовательные ресурсы: интерактивное развивающее пособие «Логомер»
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Созданы условия для организации групповых занятий с использованием интерактивной доски с интерактивного развивающего пособия для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми
В ДОУ имеются специальные технические средства обучения коллективного пользования, которые используются в образовательном процессе в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами:
- интерактивная доска
- компьютеры
- принтеры
- ноутбуки
- мультимедийное оборудование
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежития нет
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежития нет
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 г № 1309 Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования в дошкольном образовательном учреждении имеется паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Основные зоны на объекте | Инвалиды. использующие для передвижения кресла-коляски | Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Инвалиды с нарушениями слуха | Инвалиды с нарушениями зрения | Инвалиды с нарушением умственного развития |
Входная группа и пути движения к зоне оказания услуг | доступно условно | доступно частично | доступно частично | доступно частично | доступно частично |
Парковочное место | Парковочное место отсутствует | ||||
Территория образовательной организации | доступно частично | доступно частично | доступно частично | доступно частично | доступно частично |
Зона оказания услуг | доступно частично | доступно частично | доступно полностью | доступно частично | доступно частично |
Санитарно-гигиеническое помещение | доступно условно | доступно условно | доступно условно | доступно условно | доступно условно |
Размещение оборудования и носителей информации с учетом потребностей инвалидов | не доступно | доступно частично | доступно частично | не доступно | доступно частично |
Дублирование звуковой и зрительной информации, в том числе с использованием шрифта Брайля | не доступно | не доступно | не доступно | не доступно | не доступно |
Уточнения:
Входная группа и пути движения к зоне оказания услуг
Центральный вход в Учреждение находится со стороны МБОУ СОШ № 3 пос.Эльбан. Сопровождение инвалидов-колясочников, слепых, прибывших на прием, осуществляет дежурный вахтер. Так же на двери центрального входа имеется кнопка вызова персонала для дальнейшего сопровождения.
Зона оказания услуг
Персонал Учреждения обеспечивает прием граждан и оказание помощи в преодолении информационных и физических барьеров при предоставлении услуг.
Санитарно-гигиеническое помещение
В дошкольном учреждении на первом этаже имеется одна туалетная комната, не адаптированная для нужд инвалидов — колясочников.
- Конституция РФ (ст. 15).
- Конвенция о правах ребенка.
- Конвенция о правах инвалидов, принятая генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006г.
- Федеральный закон от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
- Приказ Минобрнауки России №1014 от 30.08.2013г.»Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки России от09.11.2015г. №1309 (ред.от 18.08.2016г.)» «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями)
- Письмо Минобрнауки Росии от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «о коррекционном и инклюзивном образовании детей»
- Приказ Управления образованием администрации Амурского муниципального района Хабаровского края от 14.03.2016 №117-Д «Об утверждении Порядка взаимодействия управления образования, ИМЦ г.Амурска, образовательных учреждений Амурского муниципального района и МО и науки Хабаровского края по реализации индивидуальной программы реабилитации или реабилитации ребенка-инвалида и предоставления информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида меропричятий в 2016 году».
- Порядок взаимодействия управления образования, ИМЦ г.Амурска, образовательных учреждений Амурского муниципального района и МО и науки Хабаровского края по реализации индивидуальной программы реабилитации или реабилитации ребенка-инвалида и предоставления информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида меропричятий в 2016 году».
- Методические пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
- Приказ руководителя МБДОУ №47 пос. Эльбан от 18.01.2016 №14-Д «О проведении обучения».
- Приказ руководителя МБДОУ №47 пос. Эльбан от 06.04.2016 №67-Д «О назначении ответственных лиц по реализации ИПРА ребенка-инвалида».
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (далее -Указ) инвалиды 1 и 2 групп имеют право на обслуживание вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население, а также пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.
С 01 января 2016 года руководители организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны обеспечить для инвалидов:
- беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, и предоставляемым на них услугам (на объектах, которые невозможно полностью приспособить до их реконструкции, капитального ремонта разработать и утвердить до 01 января 2016 г. временный порядок с учетом нужд инвалидов);
- оборудование мест для парковки специальных автотранспортных мест для инвалидов;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации (в том числе надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля), допуск сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
- оказание услуг;
- обучение (инструктирование) специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг до 01 января 2016 г.
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
- Часть II. Сборник нормативных правовых актов и справочных документов
- В МБДОУ №47 пос. Эльбан разработан Паспорт доступности в 2016 году.